Суббота
04.05.2024
15:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Симичек Анны Викторовны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Доклады на педсовет [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Доклады на педсовет

традиционный и деятельностный подход

Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и деятельностном способах обучения

Учителя сегодня волнуют вопросы:  (Слайд 2)

  • — Как организовать современный урок с точки зрения деятельностного подхода?
  • — Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  • — Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  • — Какие методы и средства обучения выбрать?
  • — Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний.

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано (Слайд 3) «4 столпа, на которых основывается образование:

  • Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
  • Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
  • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
  • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. (Ж. Делор).

По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Слайд 5

Перед нами ставятся задачи:

·        научить получать знания (учить учиться)

·        научить работать и зарабатывать (учение для труда)

·        научить жить (учение для бытия)

·        научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Правильно гласит китайская народная мудрость:

 «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. 

Для наших детей коррекционной школы это особо актуально. Слайд 6

Поэтому в   основе лежит деятельностный подход, обеспечивающий:

1.     развитие личности учащихся с умственной отсталостью путём организации доступной им деятельности (предметно-практической и предметной деятельности);

2.     проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3.     условия для формирования субъектности личности (учащиеся в тесном контакте с педагогами учатся выступать в роли субъекта деятельности, у них формируется умение определять цели, выбирать средства их достижения, отслеживать результаты, осуществлять сотрудничество);

4.     построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Слайд 7

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

 

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Слайд 8

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Перед учителем встает вопрос:

Какими средствами реализовать деятельностный подход?

 Обратимся к теории данного подхода.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Слайд 9

1.  Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.  Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.  Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.  Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.  Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Слайд 10

 

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов:

 

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Слайд 11

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

 

 

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учитель выбирает задание с учётом индивидуальных возможностей

Соответственно по индивидуальным особенностям детей. ( По группам по Певзнеру)

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Слайд 12

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Слайд 13

 

 

Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и деятельностном способах  обучения

Объяснительный
способ
обучения

Компоненты деятельности

Деятельностный
способ
обучения

Задаётся педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником)

1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы деятельности

2.  Мотивы - побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом,  часто используются привычные, независимо от поставленной цели

3.  Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность

Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

4. Действия -  основной элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний

5.  Результат - материальный или духовный продукт

Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

6.  Оценка - критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

 

 

Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. Слайд 14

Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником:

  • была осознана цель предстоящей деятельности);
  • осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом);
  • предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности;
  • обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно;
  • создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

В этом случае личностное овладение знанием из зубрёжки и надоедливых повторений превращается в процесс интенсивного умственного развития, благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно расширяются. Это основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта. Слайд 15

При деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности: Слайд 16

1.Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения.  Слайд 17

  1. 2.Содержательный компонент Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире. Слайд 18
  2. Операциональный компонент


Слайд 19

4. Рефлексивно-оценочный компонент.

  1. Помогает сформулировать получаемые результаты
  2. Предопределить цели дальнейшей работы
  3. Скорректировать свой образовательный путь
  4. Осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение

Слайд 20

Показатели владения педагогом деятельностными технологиями обучения:

  • имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;
  • системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений; проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
  •  создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;
  • организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
  • организует учебное сотрудничество детейпри решении учебных задач на основе демократического общения;
  • организовывает самоконтроль и  самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  •  владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и  предметных результатов.

 

Слайд 21-22

 

 

 

 

Технология деятельностного метода предполагает следующую

последовательность шагов на уроке:

 

Этапы урока

Организующая роль учителя

 

 

 

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причинызатруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 

 

Подводим итоги. Слайд 23

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира.

Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

 

Закончить своё выступление хочется японской пословицей: Слайд 24

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;  а научи меня ловить рыбу

— так я буду сыт до конца жизни»

 

Слайд 25

 

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение

2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель,

2) строят план достижения цели,

3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник)

 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;

2)зафиксировать преодоление затруднения;

3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

Категория: Доклады на педсовет | Добавил: Anita (08.03.2015)
Просмотров: 3113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта